Девочкам для подумать. А ещё точнее, мамам девочек.
"Весь прошлый учебный год я ставила эксперимент. "Весь прошлый учебный год я ставила эксперимент. Для проведения я выбрала Институт Конфуция, где учу китайский - это довольно изолированный кусок моей жизни, и если бы там что-то пошло не так, то на остальной жизни это не сказалось бы. Ну, просто я никогда такого не делала, более того, мне всю жизнь говорили, что такие вещи делать нельзя никогда ни за что расрас - ну, в общем, если бы случился крах, то это был бы, наверное КРАХ. Типа как у Пандоры или у жены Синей Бороды, когда все плохо, мир в руинах, безголовые сестры рядами лежат, а ты торчишь на башне в последней надежде высмотреть какую-нибудь завалящую кавалерию, чтоб спасла.
Страшный эксперимент заключался в том, чтобы вести себя как условный мужчина. Я сформулировала несколько правил игры и в любой непонятной ситуации прибегала к ним. В ситуации неопределенности действовать так, как будто твердо знаешь, Как Надо. Принимать свои успехи как должное, не принижать их и не пытаться объяснить их какими-то посторонними факторами. Если непонятно, права ты или ошибаешься, исходи из того, что права, и продолжай действовать. Брать (даже не требовать, просто брать, не прося разрешения) свою законную долю во всем, а если не знаешь, есть ли у тебя в чем-то доля, то, см. выше, исходить из того, что есть. Всегда демонстрировать уверенность в своей правоте.
С женщиной-преподавателем мне было бы неловко так себя вести (все мы в одной лодке), но, к счастью, у нас преподавал мужчина. К концу года дошло до того, что он - преподаватель! - уточнял у меня - первокурсницы! - правильно ли он написал тот или иной иероглиф. Не потому, что он не знал, а потому, что я изо всех сил изображала уверенность в своих познаниях и в конце концов ею прониклась. И я его поправляла, когда он ошибался (эксперимент окончен, поэтому я пишу эти слова, в ужасе вжав голову в плечи) и была весьма требовательна в плане выкачивания знаний из педсостава, и даже - о ужас! - критиковала преподавательский подход и не фильтровала речь на предмет как бы не обидеть. Говорила, что думаю. Сначала было очень странно, но потом, видимо, просто выработалась рефлекторная реакция на обстановку.
В этом году я перешла в другую группу, где преподает женщина. Нагличать я перестала - попробовала, убедилась что так тоже можно, ну ладно, значит, можно использовать, когда понадобится, а сейчас незачем. В группе у нас минимум трое сильных учеников, кроме меня, звездить не с чего. Веду себя как нормальная тетка, слежу за языком, с ценным мнением не высовываюсь, на себя одеяло не тяну. Но слава "зверь-человека" (по выражению препода прошлого года, отрекомендовавшего меня так новой преподавательнице) осталась со мной несмотря ни на что - я поняла это, когда получила всю исчерканную красным контрольную, под которой стояли пять баллов. И когда соученицы, которые знают точно не хуже моего, раз за разом просят меня что-то объяснить или перевести, ну потому что ты же умная! - я тоже понимаю, что не в уме дело. А в банальной репутации, а репутация растет просто из метафорической пары носков рядового Оливера (Борогравский монстрячий взвод).
Поразительно, на самом деле. Просто изменить поведение и сделать то, чему учили не тебя, а твоего брата. Как просто. И как эффективно и долгоиграюще."