18:14 

Остров.

Машуня.
У меня всё чудесно!
С огромной благодарностью всем людям, чья помощь сделала эту поездку реальной!


Знаете, я не умею писать сказки, оказывается! Обещала отчёт о поездке - а мне не пишется! Там, на Острове, у меня даже были конкретные мысли - вот это записать, вот об этом рассказать, а про это надо писать так... А вот вернулась - и нет слов. Правда. Я приехала в ночь на воскресенье. И с момента приезда хочу сесть и записать, пока жизнь не закрутила. Ну, у Мироздания свои планы - и не крутит, и не пишется. Есть море эмоций. Впечатлений, ощущений, мыслей. Огромная глубина, высота и масштаб. Несоизмеримые с физической величиной Острова. Я реально была в другом мире. Я вернулась наполненная энергиями и смыслами. Я даже вернулась не сразу, как тот удав из мультика. Меня ушибло громкостью, суетой и толпами Курского вокзала в момент прибытия. Первая половина воскресенья прошла под лозунгом "подбираем хвост" )) Сейчас хвост подобрался, видимо, раз я таки смогла сесть и начать писать :) Надеюсь, что вам понравится то, что получится в итоге :)

Про другой мир. Если на Остров плыть (можно и лететь, но я плыла), то прибытие вышибает из цивилизации моментально - первый же взгляд на берег окунает тебя в Пушкина! Вот то самое "мимо острова Буяна, в царство славного Салтана"!!! Ты видишь перед собой вот именно что "град на острове стоит"!!!


И это главный собор в лесах, а то эффект был бы и вовсе сногсшибательным, вероятно!
И да, Остров погружает в другой мир. Спокойный, размеренный, тихий, настоящий. Искренний. Предисловием к одной хорошей книге стоит такая фраза "Посвящаю светлой памяти художника Михаила Васильевича Нестерова, сказавшего мне в день получения приговора: «Не бойтесь Соловков. Там Христос близко»." Вы меня знаете, знаете уровень моей религиозности. Но оно - правда. Если ты открыт - ты это чувствуешь...

И ещё раз с прибытия :)
Моё было ужасным. Я встала в 4:15, вышла из поезда, прогулялась и вошла в вокзал. На этой стадии всё ещё было хорошо - солнышко, утречко. Два часа на вокзале с книгой - нормально. Поход с чемоданом в магазин за йогуртом на завтрак (всё равно не хотелось, но надо же что-то внутрь) - приемлемо. Ожидание на остановке автобуса под начинающимся дождём - хуже. Пазик чудесен, улицы Ленина-Дорожная-Заречная радовали порядком названий, магазин "улыбка радуги" вызвал улыбку, и даже дождь за окном не очень расстраивал. А вот приключения в порту радостными назвать никак нельзя. Во-первых, нас послали за билетами в "кассы у причала". Мы - это я и Вениамин, познакомились ожидая автобус, обоим на Остров надо. Послали с крыльца с надписью "администрация". Мы пошли. Достаточно далеко - раз, почти без асфальта - два (то есть чемодан на ручках), дождь - три. Пришли на причал, а билеты "в администрации"!!! Ну что, спасибо продавцам магазина, разрешили чемоданы у них бросить )) Пошли обратно. Билетов нет! Ни на рейс в 7:30, ни на рейс в 12!!! Надо было бронировать, говорят! Говорят фигню, расписание на сайте неактуально, если кому важно - я могу рассказать, как надо взаимодействовать с переправой, теперь я знаю :)
Пошли опять на причал. Обещано, что возьмут на теплоход, если останутся места. Стоим, ждём. Сиротки мокрые... Взяли нас! Поскольку последними, то мест в салоне уже нет. Или совсем трюм, или палуба. В трюме тепло. Темно и глухо. И скучно, ага. У меня ж не шило, а электродрель! И потом - я зачем выбирала водный путь, чтобы в трюме два часа сидеть?! Поэтому я вышла на палубу. Там интересно! Наглые чайки, облачные шапки на сопках, обтрёпаные ветром флаги, тот самый ветер и дождь... Мама, посмотрев фотки, сказала "я бы прям тут обратно поехала" )) Ну, вот фотки:



На последнем кадре - я. Ещё живая )) Через час я была уже маловменяема - встала рано, ела мало, холод-ветер-дождь дали такие ощущения, которых я в себе раньше не помню! Меня предупреждали, что в море холодно, но понять перепад ощущений между сушей и Белым морем я смогла только на практике. К которой абсолютно не была готова морально!!! Я спускалась в трюм погреться, конечно. Но в силу своего упрямства уже тогда, когда руки абсолютно теряли чувствительность. А потому не особо помогало. Плюс, в трюме мне вот совсем никак не нравилось, даже в полубессознательном состоянии )))


И даже голодное-мокрое-замерзшее состояние - первый взгляд на монастырь сквозь дождь и ветер зажег искры жизни! Их хватило на добраться до места дислокации, благо наш дом стоял метрах в ста от Тамарина причала и был виден с него. Добралась, вошла в дом, согрелась горячим чаем, развесила мокрое и подремала часок. После чего пошла встречать остальную группу с самолёта. Про масштабы - через весь посёлок пешком до аэропорта за полчаса :) На фото - наш дом, два кадра с полпути в аэропорт (взгляд назад на монастырь и взгляд вперёд на аэропорт), собственно аэропорт :)


Все вместе мы пошли обедать и на первую прогулку по посёлку. Знаете, я сейчас вывалю тут фотки монастыря и окрестностей, сколько сложится )) Но это всё равно будет малая часть и неполное впечатление! Повезет (или нет, кому как)))) тем, кто встретит меня в реале - я с фотика покажу больше. И всё равно это будет условно и приблизительно, никакие кадры не передают ощущения живой красоты Острова!









Пропорции - я и башни :)


А это правила Острова :) Согласна с большинством! :)


Про "не ругайте погоду" - почти правда :) Каждые 15 минут меняется. Если не погода, то твоё местоположение - и это влияет!!! Прошёл 100 метров - поймал другой ветер - полностью изменилось ощущение температуры! Поэтому всегда с собой рюкзак, что для меня ново )) В рюкзаке: вода, жилетка или кофта (в зависимости от исходного восприятия погоды))), парео (у меня выполняли функции юбки и платка при посещениях монастыря, храмов и скитов), кошелёк (мало ли, что встретится?), носки (народ тусил в брюках и кроссовках, а я ходила в сандалях и бриджах, мне так достаточно тепла, а зато солнышка ловила), антикомарин (ни разу!!! не пригодился). Фотик в кармане бриджей, куртка привязана к попе или надета. И достаточно быстро привыкаешь снимать-надевать слои одежды, не отвлекаясь от разговоров-экскурсий-наблюдений :)

Ещё про вещи - я угадала! :) Из важного - я забыла ложку... Поэтому на первой же длительной стоянке - в Бологом - догуляла до кафе, где поела вкусных сырников, а заодно набрала пластиковых приборов :) В остальном - идеально! С майками перебор, что не страшно, а все остальные взятые вещи весьма пригодились! Что приятно :) Отдельный вопрос - поезд втуда отжал у меня носки! Ложась спать, я приготовила всю одежду на утро, в том числе длинные носки (чтобы на море меньше ноги мёрзли). Утром я носков не нашла. Я была одна в купе эту ночь!!! Ни на каких полках, ни в каких сумках - вагоннный (цы) унёс! Ну, пусть ему будет тепло :)
Так что если кто соберется летом на север - могу подсказать примерный список вещей! :)

Кроме вещей надо брать наличность. Во-первых, карточки принимаются в паре сувенирных и всё. Во-вторых, тратить деньги хочется постоянно - экскурсии, монастырская выпечка (язык проглотишь), любая рыба в любой едальне (можно есть безостановочно - свежайшая, нежнейшая, вкуснейшая), местный мармелад, казули (местные же имбирные пряники), сувениры... В-третьих, добыть нал можно только в одном месте - в избушке на курьих ножках Сбербанка

Которая работает по 5 часов в сильно не каждый день, собирая толпы страждущих :) Что при нашей насыщенной жизни было бы крайним расточительством! ))

Наш график был весьма плотным, как оказалось уже сейчас, при сортировке фотографий :) При условии, что основная группа прилетела к двум часам дня, мы дошли домой, бросили вещи, сходили поесть (единственный раз в самый дальний ресторан, на другой край посёлка), заодно осмотрели посёлок, обошли монастырь со всех сторон, прослушали экскурсию в Морском музее, сходили домой и вернулись в музей же на бесплатный кинопоказ! Мальчик-экскурсовод - абсолютно волшебный! Там вся экспозиция одним взглядом просматривается, тема русской экспансии на севере и формы поморских инструментов от меня далека - но мне было захватывающе интересно!!!



На завтра мы пошли на обзорную экскурсию по монастырю, без неё не попасть на крепостную стену и в башни. При этом 70% трех-часового блуждания по территории навевали такую скуку, что у меня даже кадры росы на траве есть )) Девочка старалась, конечно, но а - она явно новенькая и знает только минимальный текст, и б - мы про монастырь уже к тому времени многое знали и без неё :) Компенсацией была поездка на Заяцкий остров. Сразу - вместо толпы в 40 человек, мотающихся по монастырю, тут было 17! На яхте (название у них такое - катер большой просто)) мы летели эти 5 км, а экскурсию вел человек, который занимается этой темой уже 15 лет, выпустил несколько книг и вдобавок имеет шикарное чувство юмора! Море-небо, сам остров, церковь 1702 года постройки - было куда потеряться разуму!






В среду у нас состоялся милый экспромт - поездка на велосипедах на Секирную гору, высшую точку Острова, на единственный в мире храм-маяк. Ну нормально же - взять велики и в 9 человек внезапно метнуться вдаль! В одну сторону 11 км :) И вовсе не по горизонтальному асфальту же! )))) В итоге народ нашёл такие мышцы, которые я даже не знаю, как на велосипеде задействовать! А у меня с первых метров аукнулась вспомнившая недобрым словом спорт коленка... Так всю дорогу мы с ней и общались. Чтобы не сильно обижать левую, грузила правую, в итоге к финишу орали благим матом обе )) Так что почти тридцатник по пересеченной местности стал чуть не ярче самого храма )
Ещё момент, едва не затмивший всё на свете - черника... Я её обожаю, любимая ягода, и она там везде. Не так. ВЕЗДЕ!!! Вдоль дорог сплошным ковром! Едешь на велосипеде - и видишь ягоды! Остановился в любой точке, выбрал самые аппетитные на кусту - поехал дальше. Заходить в лес не надо! Там и грибы сами на дорогу выходят, но к ним я равнодушна )) А черника... В магазине продаются ёмкости на 3-5 литров, пластик. Размышляла набрать домой. Причем я понимала, что набрать 3 литра - это полчаса просто методично складывать все ягоды с кустов в ёмкость. А не избранные в рот ))) Остановило два соображения - за сутки поезда ягода может и скиснуть, раз, и два - за сутки поезда черника может и кончиться. Во мне )))




В четверг мы немного расслоились. Утром все вместе напитывались энергиями на лабиринте и в берёзовой роще Потом мальчики ушли не помню куда, девочки рисовали акварель, а я пошла окунаться в Святое озеро. Ну, была у меня заморочка - хотя бы ногами зайти! А тут вроде солнце светит, купальник с собой, Надя, купавшаяся в нём вчера, воду хвалит - я и пошла... Не знаю, сколько было градусов той воды! Но пока зашла по попу - стопы уже не расстраивались температуре воды )) Трижды окунулась, чисто на принцип!!! Кожа потом горела ещё минут 15! Да я в море ближе к вечеру ноги мочила - оно теплее было! Но - я себе обещала, я своё слово сдержала! :) Дальше народ под Катиным руководством собирал всякие полезные травы, а я пошла к Переговорному камню. Пользоваться гербарием я пока не готова, а дойти до ещё одного красивого места хотелось. Ну и что, что колени с утра притворялись сплошной костью и отказывались гнуться?! Дошла! Если я чего решил! )) В очередной раз подивилась указателям: такой-то скит, сякой-то камень, этакий храм и - посёлок. Просто посёлок. Знаете, оно звучит.


Пятница начиналась дождём, планы пробежаться по сувенирным грозились накрыться медным тазом. Но нам было очень надо, поэтому мы вышли, прекратив дождь своим намерением :) И к часу группа утопала в аэропорт, а я осталась одна. Ждать своего теплохода, мыться и есть на дорожку.
К вопросу о "мыться" и вообще о быте. В нашем распоряжении был душ, да. С горячей водой, угу. "Напор" струи - с пальчик, и это если выше пояса не поднимать )) Горячесть варьировала в зависимости от времени, прошедшего с начала водных процедур - вода охлаждалась в процессе )) Через полчаса надо делать перерыв, потом запускать следующих. Зеркал не было. Телевизора-радио - тоже. Интернет - на телефоне, кому трафик и роуминг позволяют. И вы знаете - нам было замечательно!!! Да, каждый из нас, дорвавшись в цивилизации до нормального душа, прокайфовал на полную! Но вот зеркала и масс-медиа никого не порадовали )))) Особенно неожиданно - зеркала! На этом дальнем севере мы все ухитрились спалить шкурку! Я загорела ярче, чем в Крыму, а нос нахватался солнышка по самое хватит, теперь шелушится! Не помню такого за собой вообще! Но напоминаю - мы жили в частном доме, приспособленным под приём гостей. Допускаю, что в гостиницах другие условия )) Правда, скорее всего и другие цены ;-) Ибо оно остров - и ты волен искать низких цен на материке! Когда туда доберёшься :)

Ещё сложу тут картинку, которая образовалась у меня на телефоне во время стоянки в городе Свирь по пути туда. Телефон считает, что она пришла по WhatsApp, но ни в одном из чатов её нет! Так что я не знаю, кто мне её подарил, делюсь :)


И пунктиром, чтобы самой вспоминать (если кого заинтересует - расскажу! спрашивайте)))
Огромные стоянки поездов. Туда - 162 минуты на юге, Бологое с мемориалом и кафе, Петрозаводск с прогулкой в городе.


Обратно - Свирь с "нельзя в траву" и "ваш дом будет расселён" и Окуловка с получасовой "технической" стоянкой


Кто такие шняка и ляп ))


О культурной жизни


Забавности




Вот как-то так. Я с удовольствием отвечу на любые ваши вопросы, у меня море рассказов и кроме этих забавных фоток, но почему-то сейчас оно всё не актуально. Пост писался два дня. Я его перечитывала, пересматривала фотографии - и снова окуналась в ту неведомую мне пока глубину Полуночного моря и его Островов...
Знаете, мне кажется, что на Соловки не надо ехать туристом. Да, там есть, на что поглазеть, как развлечься и куда потратить деньги. И не надо ехать "за ужасами" - это и правда очень малая толика истории. На одной из экскурсий прозвучало новое для меня "на русском севере никогда не было крепостного права" - и это очень о многом! Эти люди жили и работали полной грудью. Для себя, не из под палки. Они были свободны, богаты и самодостаточны. И они посвящали свой труд Богу. Не из страха. А открытым сердцем. Здесь так принято веками. Тут иные правила и устои. И действительно очень близкое небо.
На Остров надо ехать, чтобы встретиться с собой. Заранее читать, заранее планировать, заранее думать. И тогда, может быть, Остров выйдет к вам, когда вы в одиночестве будете его ждать. В каком облике? А в каком увидите :)


@темы: города, гулянья, мое, мысли вслух, позитив, фотки, эмоции, эх, дороги, я

URL
Комментарии
2016-08-10 в 21:53 

Варта
Каждый развлекается в меру своей испорченности.
По-моему, отличный отчет! И вполне себе сказочный!!!
Не могу сказать, что как сама там побывала - потому что, как я понимаю, там нужно реально побывать, вдохнуть воздух, ощутить воду, впитать разлитое спокойствие, - но мне очень-очень захотелось там побывать. Меня и так почему-то тянет на север (возможно потому, что родилась в южных степях), а уж после твоего рассказа... Спасибо за него!
Я, вона, никак отчет о своей поездке в Питер и Москву не накорябаю... (((

2016-08-10 в 22:14 

Машуня.
У меня всё чудесно!
Варта, благодарю!
там нужно реально побывать, вдохнуть воздух, ощутить воду, впитать разлитое спокойствие
Да. Пока это первое для меня невыразимое словами место.

Я, вона, никак отчет о своей поездке в Питер и Москву не накорябаю... (((
Ну так у тебя там и не жизнь, а дикий калейдоскоп какой-то, судя по долетающим до дайриков осколкам )) Но я жду ;-)

URL
2016-08-10 в 22:29 

Варта
Каждый развлекается в меру своей испорченности.
Машуня., Пока это первое для меня невыразимое словами место. - вот это да. Какое сильное впечатление.
Да просто пипец))) Веселуха - не то слово))) Сегодня только за комп села - не, жарко (у нас +36), опять не сложилось...

2016-08-10 в 23:36 

Ирина_Егорова
Когда мы были на войне
Как хорошо, что ты съездила) Сейчас пробежалась глазами, а завтра буду читать подробно. Свою поездку я отменила - слишком много работы. А отпуск, который закончится 28 августа, по факту закончился уже 1го. Ну ничего, значит Остров будет ждать меня позже)

2016-08-11 в 01:15 

udacha.mi
я поля влюблённым постелю, пусть поют...
Спасибо!
А ты и правду очень по другому это написала. Оно совсем иначе написано, будто другим человеком. Только не спрашивай, в чем именно другое - я не сформулирую. Но очень интересно....)

2016-08-11 в 08:00 

Машуня.
У меня всё чудесно!
Ирина_Егорова, как жаль! Ты бы написала - я бы и тебе открытку послала с Острова! Они волшебные со всех сторон, в Москву и Питер уже почти все прилетели, хотя с Острова отправлялись в пятницу )) Но ты права, если тебе судьба - Остров тебя дождётся!

udacha.mi, можно я иначе спрошу - этот другой человек, он тебе нравится? ))

URL
2016-08-11 в 08:51 

Ирина_Егорова
Когда мы были на войне
Зато Оптина пустынь этим летом дважды)) Спасибо за это.

2016-08-11 в 09:00 

Машуня.
У меня всё чудесно!
Значит, у тебя такой путь!

URL
2016-08-11 в 09:18 

vincero
...миллионы лиц, миллионы глаз, и никто из них не заметит нас...
С удовольствием прочитала, теперь представляю себе свою мечту!😘

2016-08-11 в 09:27 

Машуня.
У меня всё чудесно!
теперь представляю себе свою мечту!
Не, не представляешь )) Приезжай, расскажу! Хотя вот Катя (наш руководитель) такую реакцию дала: Ага. Прочитала. Когда я в 1999 там была, сделала 3000 восхитительных фотографий. Но приехала домой, а они не передают того ощущения и невозможного сияния. И ничего с этим не поделаешь. Это про фото. Не только твои. Любые про Соловки. А вот очерк хороший. Я бы, правда, бытовые моменты опустила бы, поскольку они заглушают то главное, о чем написано глубоко и проникновенно. Но, возможно, это условия описания места.
На открытую запись и правда многое не ложится :)
Я бы с удовольствием поехала туда с тобой! У тебя другой взгляд, было бы очень интересно обмениваться ))

URL
2016-08-11 в 10:39 

udacha.mi
я поля влюблённым постелю, пусть поют...
Машуня., ага, нравится))

Маш, а расскажи предысторию? что за группа, кто такая Катя, как оно так оказалось? Или, если рассказывала, а я пропустила, ткни носом...

Фантастика, как Почта России работает :-D И ко мне открыточка с соловецким котиком прилетела))) Спасибо огромное!!! :vict:

2016-08-11 в 10:44 

Машуня.
У меня всё чудесно!
Не рассказывала )) Попробую, только начну в личку.

URL
2016-08-11 в 15:43 

Ирина_Егорова
Когда мы были на войне
Прочитала с удовольствием полностью) А как там со связью? Билайн, так понимаю, совсем не ловит?

2016-08-11 в 20:06 

Машуня.
У меня всё чудесно!
Не знаю, что с Билайном )) Мой МТС у моря ловит хорошо, по лесам не всегда, в монастыре - вдали от стен :) Найти место можно. С каких операторов остальные выходили - не знаю. Но когда я туда собиралась, приходила инфа, что на Острове нет МТС, а оказалось есть :) Так что всё практикой!

URL
     

Делай добро и бросай его в воду...

главная